Кулигина Светлана Алексеевна учитель-логопед МБДОУ№299 город Ростов-на-Дону
Заколдованный лес
19 апреля [пт]
Конспект занятия «Заколдованный лес» ( старшая логопедическая группа с общим недоразвитием речи) Составитель занятия учитель-логопед МБДОУ №299: Кулигина С.А. Цель:1.Закрепить названия полевых цветов. 2.Подбор слов признаков к названиям полевых цветов. 3.Составление предложений со словами .(одуванчик, лютик, колокольчик, ромашка). 4.Упражнять в согласовании слов предметов и слов признаков с Количественными числительными (от 1 до 10). 5.Закреплять названия деревьев ( липа, берёза, дуб, клён, сосна, ель, тополь). 6.Упражнять в образовании относительных прилагательных от наз- ваний деревьев. 7.Закрепление представлений о диких животных. 8.Образование и употребление притяжательных прилагательных с суффиксом –й (на –ий, -ья, -ье). 9. Составление предложений с притяжательными прилагательными. 10.Словообразование слов от слов признаков и слов предметов (коротко-хвостый, длинно-хвостый). Оборудование: Игровая декорация леса, с деревьями и животными, декорация поляны, картинки полевых цветов. Ход занятия: I.Организационный момент, предложу поздороваться с гостями ( дети здороваются). Логопед: Дети сейчас мы поиграем в игру, которая называется «Назови соседа ласково»: вот так –« Это Андрюшенька»… Логопед: Ребята вы любите волшебные сказки? Дети: Да. Логопед: А сами хотите участвовать в сказке? Вам не страшно? Конечно нас много и все мы дружная семья, как наши пальцы на руках. Помните? Давайте поиграем с пальчиками: Пальцы дружная семья Друг без друга нам нельзя Вот большой, а этот средний Безымянный и последний Наш мизинец – малышок, Указательный забыли Чтобы пальцы дружно жили Будем их соединять И движенья выполнять. Вот так, вот так и движенья выполнять! Влетает сорока: ( воспитатель в костюме сороки и с письмом в руках) Сорока: Беда! Беда!Беда! Спешила к вам сюда. Я слышала вы дружные? – Да! Я слышала вы умные? –Да! Я слышала вы добрые? –Да! Да! Да! Да! Логопед: Сорока! Не томи, скорей же говори. Что за горе и беда принесли тебя сюда? Сорока: Вот из леса вам письмо, пусть расскажет все оно. А я дальше полечу, про беду прострекачу! Беда! Беда! Беда! Логопед: Читает письмо. «Ребята! Злая волшебница заколдовала наш лес и поляну, теперь здесь поселились скука и уныние. Исчезли цветы, перестали шуметь и шептаться деревья, у зверей больше нет их любимых хвостов, не слышно пение птиц. Уговорите волшебницу расколдовать нас, ведь вы умные и смелые. Найти дорожку в лес вам поможет план. Ваши друзья, лесные жители». Логопед: Ребята! В беде друзей нельзя оставлять. (Договариваются быстрей идти и выручать лесных жителей) Изучается план путешествия, и начинают идти по плану. (Возле декорации леса и полянки дети останавливаются и осматриваются, убедившись, что всё вокруг, действительно, заколдовано) Логопед: Предлагаю договориться, как мы будем обращаться к волшебнице (уважительно, вежливо, смело, решительно). Далее повторяют этикетные формулы: «Уважаемая госпожа волшебница! Будьте так добры! Выслушайте нашу просьбу. Мудрейшая из мудрейших, выслушайте нас. Дорогая волшебница, мы знаем, что вы сильная и мудрая. Мы просим вас..» ( после договоренности дети вызывают волшебницу) Дети: Ау! Ау! Ау! Волшебница: Кто здесь? Дети: Ребята из детского сада «Дружба» Волшебница: Что вам здесь надо? Дети: (обращаются, использую одну из этикетных формул) Мы очень просим Вас вернуть красоту, веселье и радость в лес. Пусть опять зацветут цветы на поляне. Вы, наверно, не знаете что Без них умрут все насекомые : пчёлки, жуки, бабочки, стрекозы, потому что им нечего будет есть, не будет ни мёда, ни нектара, ни красоты . (дети по очереди убеждают волшебницу в отмене своих чар) Волшебница: Коли правду вы мне говорите, то так и быть. Выполню вашу просьбу, но при условии, если вы ответите на мои вопросы: 1.Какие полевые цветы росли на полянке? (одуванчики, коло- кольчики, тюльпаны, ромашки, лютики, васильки и незабудки) 2.А про какой цветок можно сказать: Жёлтый – лютик, одуванчик, тюльпан Синий- василёк, колокольчик Красный- мак, тюльпан Белый- ромашка Фиолетовый –колокольчик Логопед: Госпожа волшебница, а мы знаем красивые стихи о полевых цветах.(чтение коротких стихотворений о цветах) Одуванчик. Ромашки. Цветы Носит одуванчик Нарядные платьица Нарядные сестрички Жёлтый сарафанчик Ни пятнышка нет Весь день гостей встречают Подрастёт-нарядится На красивой одежде Мёдом угощают. В беленькое платьице, Такие весёлые Колокольчик голубой Лёгкое, воздушное, Эти ромашки Поклонился нам с тобой Ветерку послушное. Вот-вот заиграют Колокольчики -цветы Как дети в пятнашки. Очень вежливы. А ты? Волшебница: Молодцы ребята. Вы очень много знаете о полевых цветах. А теперь осталось их найти. Все цветы я спрятала за высо- ким, толстым пнём, который стоит у берёзы. Найдите и верните цветы на поляну. Логопед: Пойдём искать(вспоминают ориентиры, где искать цветы). Дети находят корзинку с цветами и отдают её логопеду. Логопед раздаёт цветы детям и спрашивает, как они называются. Затем предлагает посадить цветы на полянку, при этом будем говорить: «Я посадил одуванчик. Я посадил…» и т.д. А когда все цветы будут высажены , логопед предлагает посчитать цветы: «Одна белая ромашка, две белых ромашки, три белых ромашек…, пять белых ромашек и т.д.» Логопед: Ой, ребята, а вот на дне в корзине спрятались насекомые, давайте посадим их на цветы (раздаёт «жучков», «бабочек», «пчёлок», «кузнечиков», «шмелей» и предлагает посадить насекомых на цветы, проговаривая « Я посадила бабочку на белую ромашку. Я посадила пчелу на жёлтый лютик… Логопед: Да, ребята, славно потрудились, а теперь можно поиграть в «кузнечиков». Физкультминутка «Кузнечик» Поднимайте плечики Прыгайте кузнечики Прыг-скок, прыг-скок Стоп! Сели! Травушку покушаем, Тишину послушаем. Прыгай, прыгай высоко! Прыгай на носках легко! Дети благодарят волшебницу за великолепную, разноцветную, яркую, пёструю поляну и просят волшебницу вернуть былую красоту, веселье и в лес: « Скажите, где ветки, где листья мы их оживим». Дети: Они нужны всему живому: деревья дают кислород (чистый воздух) которым дышат люди, звери, насекомые. Деревья дают красоту и тень. Волшебница: Согласна расколдовать лес, но не помню с каких деревьев ветки, а с каких листья я спрятала в лесу. Логопед: Ну, это не проблема , мы поможем вам уважаемая госпожа волшебница. Скажите , где корзина? Волшебница: Корзина спрятана за ручьём, у сухого бревна, под кочкой. (поиск корзины) Логопед раздаёт листья и ветки, и спрашивает: «Витя, у тебя с какого дерева ветка? – с ели, значит она какая-еловая. Прикрепи на ель и т.д.» Логопед: Ну вот и справились мы с вами с вашим заданием. Давайте скорее новое, и верните хвосты лесным жителям. (игра «Какая ветка? Какой лист?) Логопед: Вот и справились мы с вашим заданием. Давайте скорее новое, И верните хвосты лесным жителям. Волшебница: Не спешите, с начала отгадайте загадки про зверей. (загадывание загадок) 1.Зимой-беленький, А летом- серенький. 2. Никого не обижает, А сам всех боится. 3. По веткам скачет, Да не птица. Рыжая, Да не лисица. 4.Кто в густом лесу живёт, Любит ягоды и мёд. 5.Под соснами , под ёлками, Лежит мешок с иголками. 6.Кто зимой холодной Бродит в лесу голодный, Разбойник он серый И нет ему веры. 7.У кого из всех зверей Хвост пушистый и длинный. Волшебница: Отлично справились. А знаете ли вы, у кого длинный хвост? (волк, лиса, белка, лев) .А как их можно всех назвать одним Словом?(длиннохвостые). У кого короткий хвост? (барсук, заяц, медведь), как их назвать (короткохвостые). Для чего нужны хвосты? ( для дела) Я верна своему слову, будь по вашему, раздайте все хвосты зверушкам, ведь они им так нужны. Логопед: Так где же они? Волшебница: Ищите хвосты под липой. (дети находят) Игра « Верни хвост хозяину» Логопед: Я верну барсуку его короткий барсучий хвост. А ты, Марина? А ты Саша?... Вот мы и сделали доброе дело. Радостно и весело у нас на душе. Дети: Дорогая волшебница, вы поступили мудро и мы вам благодарны. Послушайте шутку о Волке и Лисе. Серый волк в густом лесу Встретил рыжую лису: - Лизовета Здравствуй! - Как дела , зубастый! - Ничего идут дела Голова ещё цела - Где ты был? - На рынке - Что купил? - Свининки. - Сколько взяли? - Шерсти клок Ободрали правый бок, Хвост отгрызли в драке. - Кто отгрыз? - Собаки. - Жив ли милый куманёк? - Еле ноги уволок. - Как твои дела, кума? - На базаре я была. - Что ты там видала? - Уток я считала. - Сколько было? - Семь с восьмой. - Сколько стало? - Ни одной. - Где же эти утки? - У меня в желудке. Логопед: Мы можем и хоровод провести « Мы в лесок ходили» Мы в лесок ходили Хоровод водили, Вот так на лугу Хоровод водили. (2 раза) Задремал на кочке, Зайка в холодочке. Вот так, задремал, Зайка в холодочке. (2раза) Зайку мы будили, В барабаны били, Бум, бум, трам-тарам, В барабаны били. (2 раза) Зайка просыпайся, Ну-ка поднимайся, Вот так, не ленись, Ну-ка поднимайся. (2 раза) (Логопед предлагает закрыть глаза и послушать « музыку леса») - Что вы слышите? ( птицы поют, кузнечики стрекочут, лес шумит, пчёлки жжужат) - Теперь можно и домой возвращаться. Волшебница: Я вам тоже благодарна. Вы своей добротой победили во мне зло, и мне легко и весело. И за всё это я угощаю вас орехами из нашего леса. Будьте счастливы! |
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.