Кулигина Светлана Алексеевна учитель-логопед МБДОУ№299 город Ростов-на-Дону

Заколдованный лес

19 апреля [пт]

Конспект  занятия «Заколдованный лес» ( старшая логопедическая группа с общим недоразвитием речи)

Составитель занятия учитель-логопед МБДОУ №299: Кулигина С.А.

Цель:1.Закрепить названия полевых цветов.

2.Подбор слов признаков к названиям полевых цветов.

3.Составление  предложений  со словами .(одуванчик, лютик,

колокольчик, ромашка).

4.Упражнять в согласовании слов предметов и слов признаков с 

Количественными числительными (от 1 до 10).

5.Закреплять названия деревьев ( липа, берёза, дуб, клён, сосна, ель,

тополь).

6.Упражнять в образовании относительных прилагательных  от  наз-

ваний деревьев.

7.Закрепление представлений о диких животных.

8.Образование и употребление притяжательных прилагательных с

суффиксом –й (на –ий, -ья, -ье).

9. Составление предложений с притяжательными прилагательными.

10.Словообразование слов от слов признаков и слов предметов

(коротко-хвостый,  длинно-хвостый).

Оборудование:  Игровая декорация леса, с деревьями и животными,

декорация поляны, картинки полевых цветов.

Ход занятия: I.Организационный момент, предложу поздороваться с гостями

( дети здороваются).

Логопед:  Дети сейчас мы поиграем в игру, которая  называется

«Назови соседа ласково»: вот так –« Это Андрюшенька»…

Логопед:  Ребята вы любите  волшебные сказки?

Дети: Да.

Логопед:  А сами хотите  участвовать в сказке? Вам не страшно? Конечно

нас много и все мы дружная семья, как наши пальцы на руках.

Помните? Давайте поиграем с пальчиками:

Пальцы дружная семья

Друг без друга нам нельзя

Вот большой, а этот средний

Безымянный и последний

Наш мизинец – малышок,

Указательный  забыли

Чтобы пальцы дружно жили

Будем их соединять

И движенья выполнять.

Вот так, вот так и движенья выполнять!

Влетает сорока: ( воспитатель в костюме сороки и с письмом в руках)

Сорока: Беда! Беда!Беда!  Спешила к вам сюда.

Я слышала вы дружные? – Да!

Я слышала вы умные? –Да!

Я слышала вы добрые? –Да!

Да! Да! Да!

Логопед: Сорока! Не томи, скорей же говори.

Что за горе и беда принесли тебя сюда?

Сорока: Вот из леса вам письмо, пусть расскажет все оно.

А я дальше полечу, про беду прострекачу!

Беда! Беда! Беда!

Логопед: Читает письмо.

«Ребята! Злая волшебница заколдовала наш лес и поляну,

теперь здесь поселились скука и уныние. Исчезли цветы,

перестали шуметь и шептаться деревья, у зверей больше

нет их любимых хвостов, не слышно пение птиц. Уговорите

волшебницу расколдовать  нас, ведь вы умные и смелые.

Найти дорожку в лес вам поможет план.

Ваши друзья, лесные жители».

Логопед: Ребята! В беде друзей нельзя оставлять.

(Договариваются быстрей идти и выручать лесных жителей)

Изучается план путешествия, и начинают идти по плану.

(Возле декорации  леса и полянки  дети останавливаются и осматриваются,

 убедившись, что всё вокруг, действительно,  заколдовано)

Логопед: Предлагаю договориться, как мы будем обращаться к волшебнице

(уважительно, вежливо, смело, решительно).

Далее повторяют этикетные формулы:

«Уважаемая госпожа волшебница! Будьте так добры! Выслушайте нашу

просьбу.

Мудрейшая из мудрейших, выслушайте нас.

Дорогая волшебница, мы знаем, что вы сильная и мудрая. Мы просим вас..»

( после договоренности дети вызывают волшебницу)

Дети: Ау! Ау! Ау!

Волшебница: Кто здесь?

Дети: Ребята из детского сада «Дружба»

Волшебница: Что вам здесь надо?

Дети: (обращаются, использую одну из этикетных формул)

Мы очень просим Вас вернуть красоту, веселье и радость в лес.

Пусть опять зацветут цветы на поляне. Вы, наверно, не знаете что

Без них умрут все насекомые : пчёлки, жуки, бабочки, стрекозы,

потому что им нечего будет есть, не будет ни мёда, ни нектара, ни

красоты .

(дети по очереди убеждают волшебницу в отмене своих чар)

Волшебница: Коли правду вы мне говорите, то так и быть. Выполню вашу

просьбу, но при условии, если вы ответите на мои вопросы:

1.Какие полевые цветы росли на полянке? (одуванчики, коло-

кольчики, тюльпаны, ромашки, лютики, васильки и незабудки)

2.А про какой цветок  можно сказать:

Жёлтый – лютик, одуванчик, тюльпан

Синий- василёк, колокольчик

Красный- мак, тюльпан

Белый- ромашка

Фиолетовый –колокольчик

 Логопед: Госпожа волшебница, а мы знаем красивые стихи о полевых

цветах.(чтение коротких стихотворений о цветах)

 Одуванчик. Ромашки. Цветы

 Носит одуванчик  Нарядные платьица Нарядные сестрички

 Жёлтый сарафанчик Ни пятнышка нет Весь день гостей встречают

 Подрастёт-нарядится На красивой одежде Мёдом угощают.

 В беленькое платьице, Такие весёлые Колокольчик голубой

 Лёгкое, воздушное, Эти ромашки Поклонился нам с тобой

 Ветерку послушное. Вот-вот заиграют Колокольчики -цветы

Как дети в пятнашки. Очень вежливы. А ты?

Волшебница: Молодцы ребята. Вы очень много знаете о полевых цветах.

А теперь осталось их найти. Все цветы я спрятала за высо-

ким, толстым пнём, который стоит у берёзы.

Найдите и верните цветы на поляну.

Логопед: Пойдём искать(вспоминают ориентиры, где искать цветы).

Дети находят корзинку с цветами и отдают её логопеду.

Логопед раздаёт цветы детям и спрашивает, как они называются.

Затем предлагает посадить цветы на полянку, при этом будем  

говорить: «Я посадил одуванчик. Я посадил…» и т.д.

А когда все цветы будут высажены , логопед предлагает посчитать

цветы: «Одна белая ромашка, две белых ромашки, три белых

ромашек…, пять белых ромашек и т.д.»

Логопед: Ой, ребята, а вот на дне в корзине спрятались насекомые, давайте

посадим их на цветы (раздаёт «жучков», «бабочек», «пчёлок»,

«кузнечиков», «шмелей» и предлагает посадить насекомых на

цветы, проговаривая « Я посадила бабочку на белую ромашку.

  Я посадила пчелу на жёлтый лютик…

Логопед: Да, ребята, славно потрудились, а теперь можно поиграть в

«кузнечиков».

Физкультминутка «Кузнечик»

Поднимайте плечики

Прыгайте кузнечики

Прыг-скок, прыг-скок

Стоп! Сели!

Травушку покушаем,

Тишину послушаем.

Прыгай, прыгай высоко!

Прыгай на носках легко!

Дети благодарят волшебницу за великолепную, разноцветную, яркую, пёструю поляну и просят волшебницу вернуть былую красоту, веселье

и в лес: « Скажите, где ветки, где листья мы их оживим».

Дети: Они нужны всему живому: деревья дают кислород (чистый воздух)

которым дышат люди, звери, насекомые. Деревья дают красоту и тень.

Волшебница: Согласна расколдовать лес, но не помню с каких деревьев

ветки, а с каких листья я спрятала в лесу.

Логопед: Ну, это не проблема , мы поможем вам уважаемая госпожа

волшебница. Скажите , где корзина?

Волшебница: Корзина спрятана за ручьём, у сухого бревна, под кочкой.

(поиск корзины)

Логопед раздаёт листья и ветки, и спрашивает: «Витя, у тебя с какого дерева ветка? – с ели, значит она какая-еловая. Прикрепи на ель и т.д.»

Логопед: Ну вот и справились мы с вами с вашим заданием. Давайте скорее

новое, и верните хвосты лесным жителям.

(игра «Какая ветка? Какой лист?)

Логопед: Вот и справились мы с вашим заданием. Давайте скорее новое,

И верните хвосты лесным жителям.

Волшебница: Не спешите, с начала отгадайте загадки про зверей.

(загадывание загадок)

1.Зимой-беленький,

А  летом- серенький.

2. Никого не обижает,

А сам всех боится.

3. По веткам скачет,

Да не птица.

Рыжая,

Да не лисица.

4.Кто в густом лесу живёт,

Любит ягоды и мёд.

5.Под соснами , под ёлками,

Лежит  мешок с иголками.

6.Кто зимой холодной

Бродит в лесу голодный,

Разбойник он серый

И нет ему веры.

7.У кого из всех зверей

Хвост пушистый и длинный.

Волшебница: Отлично справились. А знаете ли вы, у кого длинный хвост?

(волк, лиса, белка, лев) .А как их можно всех назвать одним

Словом?(длиннохвостые).

У кого короткий хвост? (барсук, заяц, медведь), как их назвать

(короткохвостые).

Для чего нужны хвосты? ( для дела)

Я верна своему слову, будь по вашему, раздайте все хвосты  зверушкам,

ведь они им так нужны.

Логопед: Так где же они?

Волшебница: Ищите хвосты под липой.  (дети находят)

Игра « Верни хвост хозяину»

Логопед: Я верну барсуку его короткий барсучий хвост.

А ты, Марина? А ты Саша?...

Вот мы и сделали доброе дело. Радостно и весело у нас на душе.

Дети: Дорогая волшебница, вы поступили мудро и мы вам благодарны.

Послушайте шутку о Волке и Лисе.

Серый волк в густом лесу

Встретил рыжую лису:

- Лизовета Здравствуй!

- Как дела , зубастый!

- Ничего идут дела

Голова ещё цела

- Где ты был?

- На рынке

- Что купил?

- Свининки.

- Сколько взяли?

- Шерсти клок

Ободрали правый бок,

Хвост отгрызли в драке.

- Кто отгрыз?

- Собаки.

- Жив ли милый куманёк?

- Еле ноги уволок.

- Как твои дела, кума?

- На базаре я была.

- Что ты там видала?

- Уток я считала.

- Сколько было?

- Семь с восьмой.

- Сколько стало?

- Ни одной.

- Где же эти утки?

- У меня в желудке.

Логопед: Мы можем и хоровод провести « Мы в лесок ходили»

Мы в лесок ходили

Хоровод водили,

Вот так на лугу

Хоровод  водили. (2 раза)

Задремал на кочке,

Зайка в холодочке.

Вот так, задремал,

Зайка в холодочке. (2раза)

Зайку мы будили,

В барабаны били,

Бум, бум, трам-тарам,

В барабаны били. (2 раза)

Зайка просыпайся,

Ну-ка  поднимайся,

Вот так, не ленись,

Ну-ка поднимайся. (2 раза)

(Логопед предлагает закрыть глаза и послушать « музыку леса»)

- Что вы слышите? ( птицы поют, кузнечики стрекочут, лес шумит, пчёлки жжужат)

- Теперь можно и домой возвращаться.

Волшебница: Я вам тоже благодарна. Вы своей добротой победили во мне

зло, и мне легко и весело.

И за всё это я угощаю вас орехами из нашего леса.

Будьте счастливы!


Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.